alexpashkov (alexpashkov) wrote,
alexpashkov
alexpashkov

Categories:

Виктор Гринкевич: Госдума-2021. Президентский призыв



Отставка правительства Дмитрия Медведева и фактическое начало конституционной реформы стали ключевыми событиями не только минувшего месяца, но, вероятно, нынешнего президентского срока и всей деятельности на своем посту Владимира Владимировича Путина.

Они одновременно показали нищету всяческого инсайда, околокремлевских слухов и догадок в противовес чистому анализу и сопоставлению фактов. Ведь о необходимости переформатирования всей системы публичной власти в России и изменения Конституции мы написали за 5 дней до самого послания Федеральному Собранию, стопроцентно попав в основные пункты предложений. Напротив, известные инсайдеры, Телеграм-каналы и «осведомленные» аналитики никак не предвидели время и суть готовящихся изменений. Все потому, что для видения очевидных вещей не нужно иметь осведомителей из Кремля и несколько друзей-генералов – достаточно видеть очевидные вещи, требующие изменения в структуре государства.

Точно так же в уже прошлогодней статье мы рассказали о глубинных проблемах российского парламентаризма, который для сохранения устойчивости и работоспособности должен был бы перейти в принципиально новое качество. Очевидно, что в нынешнем виде он пока действует как пятое колесо в телеге. В итоге именно на трансформацию представительной ветви власти (Государственной Думы и Совета Федерации) был направлен основной пафос конституционных инициатив. Верхней и нижней палате парламента, если новые поправки в Конституцию будут приняты, передается ряд ключевых полномочий. Они, как известно, коснутся непосредственного формирования правительства и утверждения Думой всех министров.

Владимир Владимирович совершенно правильно делает акцент на перераспределении властных полномочий в пользу законодательной ветви власти, ссылаясь на «зрелость наших основных политических, партийных объединений, авторитет гражданского общества». Все это так – перед 2024-м годом и с учетом долгосрочной перспективы необходимо прийти к взвешенному конституционному балансу всех ветвей власти, сохранив принципиальную роль президента. Однако любая проблема такого масштаба имеет не только нормативно-правовое измерение, но и социально-практическое.

Президент, в частности, отмечает: «Основные политические силы страны, несмотря на всю разницу подходов к решению стоящих перед нами задач, выступают с патриотических позиций, отражают интересы своих сторонников и избирателей. Практически все фракции, представленные в Государственной Думе, полагают, что Федеральное Собрание готово взять на себя большую ответственность за формирование Правительства». Все это тоже совершенно верно, но Дума – это нечто большее, чем патриотические и лояльные лидеры фракций и депутатский корпус. Сегодня Дума лояльна и подконтрольна, а что будет через 10-20 лет при полном изменении партийного и политического ландшафта? А ведь за депутатами по Конституции фактически останется право формирования всего кабинета министров – и Президент будет вынужден это решение согласовать. То есть в дополнение к и без того ответственному нормотворчеству добавится формирование правительства.

Сейчас депутатский корпус, безусловно, обладает необходимой лояльностью и управляемостью для принятия нужных стране законов. Но что будет завтра? К тому же лояльность не основная функция депутата. Законотворчеством в нынешнем парламенте, а в новой конструкции – тем более, должны заниматься профессионалы высочайшего класса, многоядерный процессор нации, способный вычислять тысячи разноуровневых задач ежедневно. Сейчас это как минимум не так, в чем нет вины каждого отдельного депутата. Порой получается как в том анекдоте: «Набрали верных, а спрашивают как с умных». Или как в басне: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».

Во-первых, ответственность, размытая на 450 человек – это не ответственность, а партийная дисциплина, при которой не имеет значения, 45 человек состоит в четырех фракциях или 4500. В процентном соотношении результат голосования от этого не меняется. Для работы же в профильных комитетах, курирования экспертно-консультативных групп и комиссий вполне достаточно 50 или максимум 100 депутатов, которых бы знала в лицо вся страна – и могла бы лично спросить с каждого за принятый закон или посаженного в министерское кресло чиновника.

Во-вторых, от перестановки мест слагаемых сумма и политический вес Думы не меняются. Она может измениться только с изменением принципа партийного отбора в депутаты. Сейчас депутатский паёк и корочки может получить один из друзей губернатора, спортсмен или заслуженный чиновник. Но депутатская должность – это не государственная награда и не почетная пенсия, а тяжелый и компетентный труд, сопряженный одновременно с высочайшим экспертным уровнем, талантами законотворчества и практическим опытом. Таких людей на всю страну найдется едва ли больше двух сотен.

В-третьих, это должны быть люди самодостаточные и субъектные, которые приходят в Думу не за полумиллионной зарплатой для нажатия кнопок по команде. Их авторитет и вес в обществе должен быть безоговорочными, и каждый гражданин должен видеть в депутате своего реального представителя, делегата в высшем органе законодательной власти, который будет трясти министров и требовать исполнения принятых законов.

Сразу после упомянутого послания наша непримиримая оппозиция начала кричать на каждом углу о превышении президентских полномочий и чуть ли не государственном перевороте сверху. Мы же считаем, что а) изменения назрели уже давно б) недостаточно радикальны и решительны. Это, если угодно, критика с патриотического фланга.

Ситуацию непременно нужно «додавить» в ходе заседаний Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию. В нее входит один из представителей «Изборского клуба» – Захар Прилепин, что само по себе вызвало шквал критики прозападной оппозиции. Само же переформатирование работы парламента должно произойти в ходе выборов в Госдуму в сентябре следующего года. Именно эти выборы с обновленной Конституцией покажут «зрелость наших основных политических, партийных объединений», о которой говорил Президент. Многим депутатам и партийным лидерам придется наступить на горло собственной песне, сформировав принципиально новую политическую конструкцию.

Времени – полтора года до парламентских выборов, а дальше – финишная прямая с взвинчиванием ставок и рисков. Для России открылся исторический шанс, который упустить нельзя.

Виктор Гринкевич

Источник: http://karaulovlife.ru/news/viktor-grinevich-gosduma-201/9184

Tags: Общество
Subscribe

promo alexpashkov april 3, 10:00 13
Buy for 10 tokens
В наиболее пострадавшей от эпидемии Ломбардии, где сейчас работают медики-добровольцы, российские специалисты выявили несколько необычных случаев смерти от COVID-19. Только за одни сутки в пансионате города Громо несколько пациентов с бессимптомным течением заболевания просто умерли во сне. За…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments