alexpashkov (alexpashkov) wrote,
alexpashkov
alexpashkov

Categories:

Владимир Можегов: «Не так уж зла империя…» О вышедшем недавно диске «Империя зла»

«Второй час песен» Виталия Аверьянова продолжает, как это понятно из названия, «Первый час песен», диск, вышедший год назад, и котором мы, в свою очередь, подробно писали (https://izborsk-club.ru/18065). Не будем поэтому повторяться. Да, перед нами всё тот же «герметичный шансон», скомороший кураж «ведуна», «приплясывающего с кистенем» (по выражению А. Проханова), все те же «сообщающиеся сосуды» философии и музыки (как замечает сам философ и музыкант) во взрывном космосе музыкально-философской сингулярности, ядреный коктейль словесной игры, близкой Велимиру Хлебникову (не случайно в альбоме целых четыре композиции связаны с Хлебниковым: две вещи это напрямую песни на стихи Хлебникова, а еще две – «поэтические коллажи»).


Перед нами альбом в высшей степени концептуальный. Что подчеркивает и его собственное название. Если «Первый час песен» Аверьянова назывался «Русская идея», то второй носит имя — «Империя зла». Ясно, что оба альбома и оба названия коррелируют, но не сразу понятно, как. Почему «Империя зла»? Отвечать на этот вопрос поэт-демиург этого «герметичного космоса» начинает, беря быка за рога, с первых же слов первой песни: «Мы в цветниках, отечниках читали про подвижников, / Молитвенников, схимников, отшельников и столпников. / Пришли первопечатники. За ними – змеебожники…», и вот: «Загуляла империя, скинув царизм. / Раздербанили золото риз… / Медвежатники взлезли на трон…». Засим — краткое резюме новой реальности (новой нормальности): «Отдельно голова / Глядит, едва жива, / На тело на свое…»

Одним словом, ответом на главный вопрос становится вопрос новый: кто же мы теперь? Какова наша сегодняшняя самоидентификация? («В себе я чувствую рожденье новои? личности. / Она сидит во мне и просит идентичности» — тревожно прорывается он в одной из следующих песен). И — брошенное (кажется в никуда?) вечное русское «Что делать?»: «Пора менять начальства, / И ангелов, и власти, / И силы, и престолы…»). Вот это «кто же мы теперь?» (и — пора, наконец, что-то делать!) заглавной песни и становится контрапунктом философских размышлений альбома и его сквозным смысловым стержнем.

Собственно, весь диск и есть — развернутый ответ на этот вопрос. И в его тайном сердце — цикл по мотивам Велимира Хлебникова, «поэта для поэтов», подбирающего ключи к слову Россия… Где Олень, тяжко несущий в рогах своих глагол любви, вдруг, нежданно, оборачивается древним мамонтом, величественным, дивным и грозным, чью «волну клыка как трудно повторить», а затем — поцелуем на морозе, в синем сполохе которого «ночь блестит умно и чёрно»…

«Русские — народ художников и поэтов, вплоть до последнего мужика, а большевики стараются превратить их в индустриальных янки» — заметил на заре революции Бертран Рассел. Это справедливое наблюдение холодного иностранца стучит пеплом Клоаса в сердце русского поэта: «Была когда-то нация / Топориков-косариков, / Урядников, исправников, / Отцов-полуполковников. / Пришла цивилизация / Хануриков-бухариков, Торчков и перехмурников… / Не зеркало, а порча! / В нем некто, рожу корча, / Кривит твои черты… / Но это же не ты!.. / Но это же не ты!..»

Всматриваться в свои неверные отражения в неверном свете неверного дня можно до изнеможения и шизофрении. Но — «Ремиссия, подстрижники! / Амнистия, мокрушники!» — пора и честь знать. Ужас расфокусировки и потери самоидентификации достигает апофеоза в песне «Кошмар Ивана-дипломата» — балладе (или, скорее, былинном сказе) о неприкаянной судьбе русского (России, разумеется) на международной арене, напоминающей судьбу Хомы Брута, которого ведьмы заманили в логово Вия («В глазах у них бионики и сердца нет в груди. / Качают кровь насосики, в них вечные движки…»). Приключение, которое логически завершится знакомо-незыблемо-апофатическим: «Кругом меня кишат хохлы, мечтают укусить. / Но нам завещано: не верь, не бои?ся, не проси… / В протестнои? ноте тетя Мотя выдаст на гора: / – Ни да ни нет, ни бэ ни мэ,ни два ни полтора!..»

Но, понятно, что здесь, доведенное до отчаяния альтер-эго традиционного русского не может, в конце концов, не начать расставлять точки над «i». Выливаясь, разумеется, уже не столько в формате «протестной ноты», сколько в гораздо более аутентичном форме разгульной частушки:

…Как в тоннеле, в Сен-Готарде,

Что у Чортова моста

Поклонялись козьеи? морде,

Чтоб не поминать Христа…

И не менее ясного философского осмысления:

…Союз был грешен, только это в прошлом.

Теперь он символ, мученик-Союз. Его распад был беззаконьем горшим. И СССР для нас – святая трижды Русь.

Она ко праведным навеки приложилась.

А что от дьявола в неи? – то отшелушилось…

И безошибочного диагноза:

…Русь заповедна. Не влезаи?, убьет! Но как страшны нам внутренние хвори…

Когда с верхушки, с головы гниет…

И неуемной надежды:

Душа живет! Пускаи?

с руки ушла синица

В другои? вот-вот–

очутится жар-птица!..

И беззаветной веры:

«Нельзя нам успокоиться. / Без нас тут все накроется…»

И, наконец, подытоживающей рефлексию размышлений, становящейся своего рода эпиграфом всему альбому, широкой метафоры:

«Возрыдал под рубахои? двуглавыи? орел, / Что померкнул его ореол…»

Такова эта «Империя зла», которая, как оказывается, «не так уж зла», а просто слегка ошалела от экспериментов над собой и явно нуждается в каком-никаком устроении: «Спаси, Святая Троица! / А так, глядишь, устроится…»

Итак, премьера второй части «русской симфонии эпохи постмодерна» поэта-философа Виталия Аверьянова состоялась, подарив нам еще один час жгучего настоя мысли и музыки, сваренного из исключительно отечественных ингредиентов. С нетерпением будем ждать третью. Ведь в нашей безоглядно катящейся в бездну повозке цивилизации и прогресса покой нам только снится. Неизбежны, потому, и новые потрясения, и новые философские размышления, и – новые песни, которым одним порой только и дано находить тропки в темной чаще и смысл в наличном сумбуре нашего бытия (а то и становиться ковчегом спасения)…

Владимир Можегов (https://izborsk-club.ru)

Источник: https://karaulovlife.ru/news/%d0%b2%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%bc%d0%b8%d1%80-%d0%bc%d0%be%d0%b6%d0%b5%d0%b3%d0%be%d0%b2-%d0%bd%d0%b5-%d1%82%d0%b0%d0%ba-%d1%83%d0%b6-%d0%b7%d0%bb%d0%b0-%d0%b8%d0%bc%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b8/



Подписывайтесь на «КарауловLIFE» в социальных сетях!

Вконтакте

Facebook

Twitter

Instagram

Telegram

Одноклассники

YouTube

LiveJournal

Яндекс.Дзен

Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexpashkov april 3, 10:00 13
Buy for 10 tokens
В наиболее пострадавшей от эпидемии Ломбардии, где сейчас работают медики-добровольцы, российские специалисты выявили несколько необычных случаев смерти от COVID-19. Только за одни сутки в пансионате города Громо несколько пациентов с бессимптомным течением заболевания просто умерли во сне. За…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments